Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
| Главная | Карта сайта | Поиск | Регистрация | RSS-лента | О проекте |

   
  Отзывы усыновителей

Как изменились доступность и качество оказания медицинской помощи за последние 5 лет?





Особенности применения физиотерапии в детском возрасте

Наш организм испытывает действие воздуха, солнца и воды непрерывно в течение всей жизни. Человек может и должен использовать это постоянное воздействие себе на пользу так, чтобы оно всегда оказывало  только благоприятное влияние, стимулировало защитные силы организма.В медицине есть такая область, которая используя естественные факторы, лечит многие заболевания. Это физиотерапия. 
   Наряду с лечебной физической культурой, массажом физиотерапия составляет основу реабилитации. Физические, лечебные факторы оказывают на живой организм многостороннее действие, вызывая изменения в различных функциональных системах: на уровне молекулы, клеток, органа и всего организма.
   Методы физиотерапии являются неотъемлемой частью лечения и медицинской реабилитации детей при многих болезнях внутренних органов, опор¬но-двигательного аппарата, нервной системы, кожи, при нарушениях обмена веществ и др. Особо важную роль приобретают методы немедикаментозной физической терапии при аллергических заболеваниях у детей, позволяя уменьшить дозу лекарств, нивелировать их побочное действие, способствовать гипосенсибилизации. Очень велико и оздоровительное влияние физических факторов, способствующих закаливанию, восстановлению обменных процессов, коррекции факторов «риска», повышению устойчивости организма к неблагоприятным внешним и внутренним воздей¬ствиям. Физиотерапия, благодаря ее многообразному действию, рассматривается как патогенетическая, стимулирующая, функциональная терапия. Главная ее особенность состоит в том, что энергия физического фактора погло¬щается тканями, трансформируется в энергию биологических процессов и подкрепляет собственные энергетические ресурсы организма, повышая тем самым его энергетические возможности. При выборе адекватного метода учитывают физические свойства, механизм действия, а также клиническую форму и патогенез болезни, возраст ребенка.
 Основные принципы ФТ в педиатрии :
1. Своевременное и патогенетически обоснованное применение соответ¬ствующего физического фактора, дозировка его с учетом формы и стадии заболевания, возраста, индивидуальной реактивности организ¬ма.
2. Возможно более раннее применение - на «доклинической» стадии в целях профилактики, коррекции обратимых функциональных, обменных сдвигов.
3. Целесообразное сочетание с другими методами: медикаментозной терапией, физической культурой, хирургическим вмешательством, специфической иммунизацией и др.
4. Целесообразное использование разных факторов при хронических заболеваниях, чтобы обеспечить максимальное восстановление функции пораженных органов.
5. Систематический врачебный контроль за переносимостью и эффективностью ФТ.
Механизм действия физических факторов сложен. Действие фак¬тора осуществляется на разных уровнях, начиная с внутриклеточного и  молекулярного до реакции органа, системы, всего организма. Поглощение энергии фактора (лучистой, электрической, механической, тепловой и др.) приводит к образованию электронно-возбужденных состояний, измене¬нию соотношения ионов в клетке, проницаемости мембран, скорости оки¬слительно-восстановительных процессов, образованию биологически ак¬тивных продуктов. Развиваются первичные рефлекторные реакции, усиливаются кровоток, деятельность эндокринных желез, включаются адаптивные реакции, обеспечивающие функцию клеток, органов, систем в период действия и последействия фактора. Наряду с рефлекторным действием физических факторов на организм оказывают влияние гуморальные продукты, образующиеся в коже и тканях, лекарственные ионы, проникающие в кровь при электрофорезе, электроаэрозольтерапии.
Многие физические факторы представляют собой мощные источники неспецифического воздействия, приводящие к изменению функций нервной, эндокринной системы, кровообращения, дыхания и оказывающие противовоспалительное, болеутоляющее, спазмолитическое дейст¬вие. Это позволяет до некоторой степени заменить один метод другим.
Действие фактора не исчерпывается только процедурой. После ее окончания в фазе последействия в организме вновь происходят функциональные сдвиги, направленные на восстановление исходного состояния, на нейтрализацию продуктов изменившегося метаболизма. Совокупность этих сложных взаимосвязанных реакций многих систем во время действия фактора, в периоде последействия, способствует тренировке физиологических систем, повышает уровень их функционирования, что лежит в основе саногенного эффекта. Лечение начинают с небольшой интенсивности, не вызывающей резких сдвигов, и постепенно увеличивают ее в ходе курса. В настоящее время в педиатрии и в клинике взрослых стремятся использовать небольшие интенсивности. Организм ребенка отличается от организма взрослого не только меньшими размерами, но и качественно: он непрерывно растет, развивается, причем темпы развития отдельных органов и систем неодинаковы в разном возрасте.
Различают отдельные возрастные периоды детства: но¬ворожденности - до 1 месяца жизни, грудной возраст - до 1 года, ясельный (преддошкольный) - до 3 лет, дошкольный - 6-7 лет, младший школьный - до 10-11 лет, старший школьный - до 15 лет. Для каждого периода характерны свои особенности, поэтому нельзя говорить о «норме» для детей вообще без дифференцирования в возрастном аспекте. Физические парамет¬ры ребенка необходимо учитывать и при дозировании физиотерапевтиче¬ских процедур и определении сдвигов в процессе лечения. Своеобразие возрастной реактивности диктует необходимость выбора дозировок, вре¬мени проведения процедур, длительности курса лечения в зависимости от режима дня, питания, учебно-воспитательной работы, что обеспечивает наиболее благоприятные результаты.
Наибольшее значение при физиотерапии в педиатрии имеют особенности нер¬вной, эндокринной систем, как наиболее чувствительных к внешним раздражителям, и кожи, которая в первую очередь подвергается действию физических факторов, а также терморегуляции, обмена веществ, сердечнососудистой. Вследствие большей чувствительности нервной системы у детей, ее компенсаторных и пластических возможностей эффективность физиотерапии у них выше. Однако неадекватная дозировка может у маленького ребенка выз¬вать общую реакцию - вялость, сонливость или возбуждение, капризы, ухудшение аппетита, общего самочувствия.. Вследствие небольшой массы тела поверх¬ность кожи у детей относительно больше, чем у взрослых. Этим также объясняется большая чувствительность маленьких детей к действию физических факторов. 
Продолжительность  процедур, общее число их на курс лечения у детей меньше, чем у взрослых. Процедуры проводят обычно через день, чтобы не переутомлять ребенка. Только при острых воспалительных процессах первые 4-5 процедур проводят ежедневно. Определение непосред¬ственной реакции маленького ребенка на процедуру по его поведению и мимике нередко представляет трудности. Чтобы приучить ребенка к окружающей обстановке, первую процедуру иногда приходится проводить при малой дозировке или даже без включения аппарата. Большинство детей хорошо переносят лечение, но изредка наблюдается своего рода непереносимость. В таких случаях следует изменить метод физиотерапии. Положительная ре¬акция на процедуру проявляется рядом субъективных симптомов (хоро¬шее самочувствие и настроение, уменьшение болей, улучшение двигательных возможностей, чувство успокоения, а затем бодрости) и объективных физиологических сдвигов.
Для того, чтобы не переутомить ребенка, не рекомендуется проводить несколько процедур подряд (надо учитывать фазу последействия). В течение дня назначают только одну процедуру общего действия. При некоторых заболеваниях (кожи, костно-мышечного аппарата) можно сочетать в один день общую и  местную процедуру, но с интервалом не ме¬нее 1-2 часа. При этом местное воздействие должно предшествовать общему.
   Вопрос о назначении повторного курса  решается индивидуально. Не рекомендуется назначать тот же самый метод и с той же локализацией раньше чем через 1-2 мес. При возникновении повторного острого заболе¬вания (отит, ринит, бронхит) целесообразнее применить метод, близкий по механизму действия, чем повторять тот же самый. При назначении вре¬мени приема процедур приходится учитывать частоту и время кормления ребенка. Процедуры следует проводить не ранее, чем через час после кор¬мления и не позднее, чем через 45-30 мин до следующего.
Применение физических факторов противопоказано, если в орга¬низме
• резко снижены адаптационные возможности,
• нарушена реактивность,
• имеется опасность диссеминации болезни.
Общими противопоказаниями для применения физических факто¬ров являются:
 тяжелое общее состояние,
 высокая температура тела,
 резкая гипотрофия,
 недостаточность кровообращения, функции почек,
 повышенная кровоточивость,
 активный туберкулез,
 подозрение на злокачественное новообразование.

Медицинская сестра по физиотерапии Теклева Е.Г.


 

 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
Медицинский пост, врачи: (835-31) 2-75-97  Главный бухгалтер: телефон/факс (83531) 2-75-58  Отдел кадров, юрист: (83531) 2-03-71
Адрес: 429820, Чувашская Республика, г.Алатырь, ул.Менделеева, д. 1
Телефон/факс приемной: (835-31) 2-03-71
Телефон регистратуры: Медицинский пост, врачи: (835-31) 2-75-97
Главный бухгалтер: телефон/факс (83531) 2-75-58
Отдел кадров, юрист: (83531) 2-03-71
Адрес электронной почты: alatr-dr@med.cap.ru

Copyright © 2009-2018 www.med.cap.ru - Медицинский портал Чувашской Республики.
Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается при указании ссылки на ресурс.
Автор концепции: Н.И.Володина
Конструктор сайтов: ООО «Интернет-Сервис»
Координация: ГУЗ «МИАЦ» Минздрава Чувашской Республики
Яндекс.Метрика