Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
| Главная | Карта сайта | Поиск | Регистрация | RSS-лента | О проекте |

   
  Отзывы усыновителей

Какой способ записи к врачу Вы используете чаще других?








Воспитание детей с синдромом Дауна

По данным статистики в России более 90 % детей, рожденных с синдромом Дауна, теряют родителей еще в родильном доме. Казалось бы, должно быть наоборот, так как такие малыши появляются на свет в благополучных семьях. В большей степени это положение связано с невежественными предубеждениями отечественной медицины и общества в целом к людям с синдромом Дауна как к неполноценным  особям человеческого рода.
Обширная литература по ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии убеждает в том, что умелое воспитание и раннее обучение способны расширить границы физических и интеллектуальных возможностей ребенка с синдромом Дауна. 
В последние годы психологи и педагоги, в целом, признали, что физическое и умственное развитие маленького ребенка определяется не общей суммой стимулов, а их качеством. Из этого следует, что необходимо делать упор на структуре и содержании программы ранней стимуляции, а не просто использовать все стимулы без разбора.
Это особенно важно при планировании программы стимуляции для младенца с синдромом Дауна. Детям с синдромом Дауна несомненно свойственны многие специфические аномалии в развитии, одинаковые для всех, однако несомненно также, что в отношении отдельных способностей и недостатков существует очень широкий разброс.
    Так, слабость мышц и пониженный мышечный тонус (гипотонус) затрудняют ребенку с синдромом Дауна использование рук, ног и туловища, особенно в тех ситуациях, когда ему нужно преодолевать силу тяжести собственного тела (прыжки, подскоки, лазанье), совершать действия по поднятию тяжестей или прилагать усилия по преодолению сопротивления (толкать предмет или нажимать на педали велосипеда). Процесс переработки информации у малыша с синдромом Дауна замедленный, вследствие чего не так быстро удается вызвать его любопытство или инициативу. Тем не менее, получая необходимую помощь, он может учиться, хоть и медленнее.
    Часто бывает, что у младенцев  с синдромом Дауна позже возникает «комплекс оживления», с опозданием  перекатываются с живота на спинку, тогда как эти действия позволяют активно исследовать окружающий мир, что, в свою очередь, способствует продолжению обучения . Для ребенка с синдромом Дауна важно в раннем детстве испытать удовольствие от владения как можно большим количеством разных типов движений. В будущем они очень пригодятся для развития более сложных навыков.

    Как располагать и носить ребенка
Младенец с синдромом Дауна охотнее всего лежит в не совсем типичном положении: ноги часто бывают раздвинуты и вывернуты наружу, колени согнуты. Если такое положение войдет в привычку, это приведет к выработке неправильной манеры сидеть и ходить Когда вы держите малыша на руках или носите его, его ножки следует держать так, чтобы они касались друг друга примерно на линии позвоночника.
    Тактильная стимуляция
В самом раннем возрасте более всего младенец реагирует на прикосновение. Для него прикосновение служит ценнейшим источником информации Зрительную и слуховую стимуляцию полезно комбинировать с тактильным опытом. Пожалуй, самыми важными ранними сенсорными переживаниями являются ощущения, которые испытывает малыш, когда его берут на руки, когда он лежит на руках у родителей, когда его переодевают, купают и повсюду носят. Во время таких естественных и спонтанных контактов  младенец воспринимает много сенсорной информации.

1. Кладите младенца на поверхности разной фактуры, на шероховатые и гладкие одеяльца, на разные типы ковриков и мебельной ткани. Где только можно, старайтесь подвергать кожу малыша различным тактильным раздражителям.
2. Укрывайте тело ребенка тканями разной фактуры и веса, надевайте на него теплую и прохладную одежду. Поскольку уровень активности малыша в разных условиях может быть разным, вы можете либо распустить завязки и застежки, чтобы дать ему больше свободы, либо, наоборот, ограничить движения одеждой, чтобы, стремясь преодолеть сопротивление, малыш двигался более энергично.
3. Ласкайте ребенка по-разному: постукивайте, потирайте, похлопывайте его кожу, нежно щекочите и легонько сжимайте.
4. Побуждайте малыша прикасаться к вам. Кладите его ручки на свое лицо, волосы, одежду и на разные части его собственного тела. Во время кормления кладите его руки на бутылочку или вашу грудь, побуждая его ощущать прикосновение к ним. Пусть он пробует на ощупь игрушки разной формы и фактуры.
5. Обычно реакция ребенка бывает более активной в тех случаях, когда движения сопровождаются ритмическими стихами или пением. Старайтесь найти как можно больше возможностей совместить двигательную деятельность с активным общением.
6. Во время купания не ограничивайте движения ребенка, а, наоборот, побуждайте его плескаться и совершать разные телодвижения в воде Приятно и легко добиться этого, взяв малыша в ванну вместе с собой.
    Исследование окружающего мира с помощью рта
Весьма вероятно, что на этом этапе развития малыш будет "пробовать на зубок" все, что ему попадется под руку. Исследование окружающего мира с помощью рта - очевидно ценный опыт, который в раннем детстве следует поощрять. Когда ребенок тянет ручку в рот, он отрабатывает движение, которое в дальнейшем послужит ему моделью для большинства ручных действий, которые он будет производить в различных ситуациях на протяжении всей жизни. Помимо этого, при исследовании предметов ртом двигаются губы, язык и другие части рта, которые позже будут использоваться как для прожевывания и проглатывания пищи, так и для произнесения слов .
    Стимуляция зрительного восприятия
До недавнего времени считалось, что новорожденные младенцы в течение нескольких недель лишь в минимальной степени способны фокусировать на предмете свой взгляд и еще менее способны отличать один зрительный объект от другого. Однако эта точка зрения была признана ошибочной. В настоящее время доказано, что ребенок может смотреть и слушать уже с момента рождения. Поэтому очень важно правильно организовать окружение, в котором он может учиться.
    Младенец больше всего любит смотреть на лица людей. Расстояние между ним и предметом, идеальное для его внимания и интереса к предмету, составляет 20-30 см. Если показ предмета сопровождается звуками, интерес малыша нередко возрастает. Важно, чтобы объекты, которые вы представляете вниманию ребенка, были привлекательными для него и содержали ясный смысл. Например, прежде чем поднести бутылочку с молоком к его губам, можно показать ее, держа то справа, то слева. Точно так же малыша следует побудить сначала изучить погремушку глазами, и только потом взять ее. Прежде чем начать более или менее целенаправленно манипулировать предметами, малыш должен научиться останавливать на них взгляд и концентрировать внимание    Для активизации внимания и интереса ребенка над кроваткой и по бокам ее нужно подвесить разноцветные игрушки. Для этого можно использовать не только готовые колышущиеся на ветру конструкции, но и самодельные. Блестящие ложки, разноцветные прищепки для белья, порхающие цветные лоскутки тонкой ткани, все это можно, комбинируя всевозможными способами. Очень важно также помнить, что новые ощущения и новые впечатления лучше помогают ребенку учиться, чем уже испытанные. Поэтому время от времени вводите в его жизнь новые стимулы, несмотря на то, что старые хорошо зарекомендовали себя.
       Стимуляция звукового восприятия
Слово общение мы будем употреблять здесь, обозначая способности маленького ребенка выражать испытываемые им чувства, например, удовольствие, радость, голод, боль, а также каким-либо способом реагировать на то, что он слышит. К способам общения в младенческом возрасте относятся: мимика пускание пузырей, писк, крик и другие звуки. На звуковые стимулы малыш реагирует изменением выражения лица, улыбкой, морганием, гримасками, движениями тела. Он может брыкаться, извиваться, напрягать ручки и ножки. Он совершенно по-разному реагирует на тон: приветливый, спокойный и резкий, сердитый. Кроме того, уже на самой ранней стадии развития дети различают разные ритмы, временные интервалы, паузы и высоту звука.
     Эффективность слуховой стимуляции обеспечивается использованием максимально разнообразных звуковых раздражителей.
1. Разговаривая с ребенком повышайте и понижайте голос, используйте шепот, свист, шипение, звук дуновения.
2. Поскольку младенцы внимательно наблюдают за вашей мимикой, употребляйте слова, состоящие из разных гласных и согласных звуков, чтобы они меняли выражение вашего лица.
3. Почаще улыбайтесь, смейтесь, хихикайте - ребенок по-разному реагирует на каждое их этих проявлений эмоций.
4. Произносите звуки и слова с разной скоростью и разным ритмом, имитируйте звуки, доносящиеся с разных сторон.
5. Пойте, варьируя модуляции голоса.По прошествии небольшого периода времени, в течение которого осуществлялась слуховая стимуляция, следует понаблюдать за реакциями ребенка. Если вы замечаете положительную реакцию на определенный тип стимуляции, видите, что малыш радуется этому опыту, предвкушает его и принимает участие в его повторении, - этот тип стимуляции нужно повторять несколько раз.
.   Ранняя диагностика нарушений умственного развития чрезвычайно сложна и в то ж время крайне необходима. Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены.

 

Учитель- дефектолог:  Гарькина М.М.

 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
Медицинский пост, врачи: (835-31) 2-75-97  Главный бухгалтер: телефон/факс (83531) 2-75-58  Отдел кадров, юрист: (83531) 2-03-71
Адрес: 429820, Чувашская Республика, г.Алатырь, ул.Менделеева, д. 1
Телефон/факс приемной: (835-31) 2-03-71
Телефон регистратуры: Медицинский пост, врачи: (835-31) 2-75-97
Главный бухгалтер: телефон/факс (83531) 2-75-58
Отдел кадров, юрист: (83531) 2-03-71
Адрес электронной почты: alatr-dr@med.cap.ru

Copyright © 2009-2018 www.med.cap.ru - Медицинский портал Чувашской Республики.
Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается при указании ссылки на ресурс.
Автор концепции: Н.И.Володина
Конструктор сайтов: ООО «Интернет-Сервис»
Координация: ГУЗ «МИАЦ» Минздрава Чувашской Республики
Яндекс.Метрика