Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
| Главная | Карта сайта | Поиск | Регистрация | RSS-лента | О проекте |

   
  Отзывы усыновителей

Какой способ записи к врачу Вы используете чаще других?








Тревожный ребёнок

Тревожный ребёнок.

Как понять, что вы имеете дело с тревожным ребёнком и как помочь ему.

  Тревожность следует отличать от тревоги: тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например , ребёнок волнуется , когда его переводят в другую группу , или на открытом занятии . Но так случается не всегда , иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным . Это проявление тревоги . Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях , то следует говорить о тревожности.

    Тревожность не связана, с какой либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребёнка в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страха темноты, высоты, замкнутого пространства.

    Страх может развиваться у детей в любом возрасте: от 1 до 3 лет нередки ночные страхи, на втором году жизни наиболее часто проявляются страхи неожиданных стуков, одиночества, боли.

    Каждому ребёнку присущи какие-то страхи, однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребёнка.

    Психологи считают, что тревожность развивается  вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами: неадекватные требования взрослых к ребёнку; негативные, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.

    Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых: высокая тревожность воспитателя передаётся и ему.

    Авторитарный стиль воспитания тоже не способствует внутреннему спокойствию ребёнка.

    Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.

Каков портрет тревожного ребёнка?

  Ребёнок напряжённо вглядывается во всё, что находится вокруг, мало контактен. Кажется, он ожидает неприятностей. Работать с такими детьми гораздо труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные всегда на виду, как на ладони, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство; причем они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они  ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть в игры. 

   Они ищут поощрения  одобрения взрослых во всех делах.

   Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазм в горле, затруднённое  поверхностное дыхание и др.

Как выявить тревожного ребёнка?

    Необходимо понаблюдать за ребёнком в разные дни недели, во время занятий и в свободной деятельности, в общении.

    Критерии определения тревожности:

- Постоянное беспокойство;

- Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чём-либо;

- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);

- Раздражительность;

- Нарушение сна.

    Тревожный ребёнок:

  1. Утомляем;
  2. Не может сосредоточиться на чём-то
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  4. Во время выполнения задания ребёнок очень напряжён, скован;
  5. Руки обычно холодны и влажны;
  6. Нередко бывает расстройства стула;
  7. Сильно потеет, когда волнуется;
  8. Спит беспокойно, засыпает с трудом;
  9. Пуглив, многое вызывает страх;
  10. Плохой аппетит;
  11. Беспокоен, легко расстраивается;
  12. Плаксив;
  13. Плохо переносит ожидание;
  14. Не уверен в своих силах.

Как помочь тревожному ребёнку?

      Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

     Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

- повышение самооценки;

- обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях;

- снятие мышечного напряжения.

      Рассмотрим подробнее каждый из них:

  Конечно же, повысить самооценку ребёнку за короткое время нельзя. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени! Хвалите даже за незначительные успехи, отличайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы сделать это.

    Конечно, все взрослые знают, что сравнивать детей друг с другом нельзя. Когда же речь идёт о тревожных детях,  этот приём категорически недопустим.

    Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: вы либо наклоняетесь к нему, либо приподнимаете ребёнка до уровня ваших глаз.

    Очень помогает таким детям рисование. Ребёнок на бумагу каракулями изливает свой страх.

    Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те  которые вызывают особую тревогу.

   Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребёнок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Правила работы с тревожными детьми.

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, ласковые прикосновения.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его , но так , чтобы он знал за что.
  5. Чаще обращайтесь к нему по имени.
  6. Будьте во всём примером ребёнку.
  7. Будьте последовательны в воспитании.
  8. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  9. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  10. А наказывая, не унижайте его.
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
Медицинский пост, врачи: (835-31) 2-75-97  Главный бухгалтер: телефон/факс (83531) 2-75-58  Отдел кадров, юрист: (83531) 2-03-71
Адрес: 429820, Чувашская Республика, г.Алатырь, ул.Менделеева, д. 1
Телефон/факс приемной: (835-31) 2-03-71
Телефон регистратуры: Медицинский пост, врачи: (835-31) 2-75-97
Главный бухгалтер: телефон/факс (83531) 2-75-58
Отдел кадров, юрист: (83531) 2-03-71
Адрес электронной почты: alatr-dr@med.cap.ru

Copyright © 2009-2018 www.med.cap.ru - Медицинский портал Чувашской Республики.
Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается при указании ссылки на ресурс.
Автор концепции: Н.И.Володина
Конструктор сайтов: ООО «Интернет-Сервис»
Координация: ГУЗ «МИАЦ» Минздрава Чувашской Республики
Яндекс.Метрика